Психологическое насилие

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ – это однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Исходная форма любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ.

ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

  • Отвержение
  • Терроризирование (запугивание)
  • Изоляция
  • Постоянные оскорбления
  • Эксплуатация
  • Игнорирование
  • Оскорбления (включая обидные прозвища)
  • Использование ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)
  • Открытое неприятие и постоянная критика ребенка
  • Принижение успехов ребенка
  • Порча вещей ребенка
  • Создание условия для изоляции ребенка
  • Непоследованность взрослых в требованиях к ребенку
  • Ложь и невыполнение взрослым обещаний
  • Предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям
  • Совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям
  • Причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

ГАЗЛАЙТИНГ

  • Форма психологического насилия, главная задача которого – заставить человека сомневаться в объективности своего восприятия, а также в самой реальности
  • Полное отрицание проблем и чувств жертвы, вплоть до убеждения в психическом расстройстве
  • Полное игнорирование личных границ человека

Абьюзер – человек с травмированной психикой, который испытывает удовольствие от моральной или физической боли своей жертвы

ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

  • Часто испытывают гнев, который изливают на более слабых, младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессия проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Или чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.
  • Любым путем привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.
  • Отсутствие положительного образа своего «Я», низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности.
  • Высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна.
  • Недостаточная способность к контролю своего поведения.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

  • Абьюзер очень боится общественного мнения и порицания. На людях он ведет себя иначе, чем дома.
  • Эффективный, но самый трудный способ – это игнорирование. Имеет смысл тормозить манипуляцию на старте, не пускать абьюзера в свое личное пространство.
  • Когда манипуляции на чувстве вины и низкой самооценке не будут давать эффекта и отдачи, абьюзеру станут неинтересны издевательства.
  • Позволить себе быть несовершенным, иметь слабые стороны и недостатки.
  • Здоровый эгоизм – лучший способ защиты. Его тяжело вырастить в себе, особенно если где-то внутри сидит желание всем понравиться и заслужить одобрение окружающих. Именно это стремление толкает нас на попытки угодить абьюзеру, которому невозможно понравиться.
  • Способность ставить рамки, говорить «нет» на просьбы, которые больше похожи на приказ, оберегать личное пространство и открыто говорить о том, что не устраивает в поведении другого.
  • Чтобы не попадать в зависимость от токсичных отношений нужна самостоятельность.

            Задача абьюзера утвердить свою власть и привязать к себе, поэтому издевательства редко бывают направлены на людей с заметной самодостаточностью.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ, САМОУВАЖЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ СЕБЯ

Упражнение № 1

Возьмите лист бумаги напишите не менее 10 предложений, каждое начинается словами

«Я прощаю себя за…».

 Перечисляйте все, что вас огорчает в себе, за что вы злитесь на себя. Какие бы ошибки ни были вами совершены, помните, вы заслуживаете того, чтобы принять себя вместе с ними.

 

Упражнение № 2

Каждый день, в удобное время, возможно перед сном, хвалите себя за что-либо. Бывают отговорки – мне не за что похвалить себя, - некоторые напоминают некую ложную скромность. Это больше признак лени ума, отсутствие привычки думать и искать нужное. Тренируйтесь.

 

Упражнение № 3

Начертите квадрат и разделите его на четыре части. Подпишите каждую часть квадрата: внешность, мысли, чувства(эмоции), действия. И обозначьте в каждой части, насколько вы принимаете свои внешность, мысли, чувства(эмоции), действия. Конечно, важно себя принимать полностью, таким как есть…но небольшая неудовлетворенность собой 15%-20% - считается нормой.

 

Упражнение № 4

Сравнения себя с другими заложено в нашей природе. Соцсети упростили эту задачу: люди публикуют там лучшее, что есть в их жизни, и часто может казаться, что ваша действительность гораздо скучнее.

Чтобы избавиться от этого ощущения, полезно составить свою историю. Это можно сделать на бумаге или в цифровом виде. Начиная со дня своего рождения вспомните и запишите важные моменты в своей жизни. Такие, что дороги лично вам, а не те, что впечатлили бы других людей.

Добавьте сюда и трудные решения – это тоже важные вехи.

Обращайтесь к этой хронологии каждый раз, когда вам начнет казаться, что в вашей жизни не происходит ничего интересного.

 

Упражнение № 5

Я разрешаю себе…. Практика известна.

Это обращение к внутреннему обиженному ребенку, который травмирован каким-то опытом из прошлого. Закрываем глаза, пытаемся расслабиться. Представляем человека, который нас любил или любит, очень доброго. Вспоминаем, что он нам говорил. Как к нам относился. Всего 2-3 минуты. Потом потихоньку открываем глаза и проговариваем послание в зеркало или записываем на телефон. Если с проговариванием возникают трудности — это может говорить о низкой самооценки.

 

Упражнение № 6

Чтобы повысить самооценку, необходимо подружиться с зеркалом. Это одно из самых трудных упражнений для не уверенных застенчивых людей. Приведите себя в порядок. Встаньте или сядьте перед зеркалом. Улыбнитесь своему отражению. Далее можете действовать на выбор: прочитать стихотворение, спеть песню, просто поговорить с собой. Цель – привыкнуть, посмотреть на себя со стороны, научиться воспринимать свой образ объективно, понять, что вы ничем не хуже других. Начать с 5 минут и постепенно увеличивать время.

поделиться в: