Воспитание в семье как причина наркомании

Одни из характерных черт нашего времени - широчайшая распространенность разнообразных веществ, способных дать человеку временный кайф. К сожалению, все большая часть современного человечества предпочитает кратковременное легкое удовольствие более трудным и более честным способам радоваться жизни.

Под зависимостью можно понимать не только хроническую потребность человека в психоактивных веществах. Важно более широкое понимание этого термина: наркомания - это болезнь не отдельного человека, а всей его семьи (созависимость), поэтому так важен системный подход к вопросам психологической реабилитации.

Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где ребенка воспитывает один из родителей. Однако, как показывают многие социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Чаще всего и раньше всех начинают наркозависимую жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети и подростки, которые предоставлены сами себе. Недостаточное количество внимания со стороны старших может быть обусловлено социальным поведением матери или отца, а также деструкцией межличностных взаимоотношений (взрослые так заняты выяснением своих отношений, что у них просто не остается времени на ребенка). Тем не менее, в последнее время гипоопека чаще связана с другими причинами, имеющими социально-экономическую базу. Родители вынуждены основное время проводить на работе, чтобы обеспечить ребенка хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим может крайне негативно отразиться на бюджете семьи. У большинства взрослых на общение с собственными детьми отводится несколько часов в неделю. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, не в отсутствии у них родительской привязанности или в неразвитости чувства ответственности, а в условиях жизни.

Особое место среди семей с гипоопекой занимают семьи, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к одурманиванию у детей из таких семей возрастает в разы.

Опасной для развития наркотической зависимости среди несовершеннолетних является также диаметрально противоположный тип семьи – с гиперопекой. В таких семьях ребенка с ранних лет опекают и оберегают, контролируют и следят за каждым шагом, не давая никакой возможности проявить свою самостоятельность. Подросток, привыкший к постоянному контролю, легко поддается всякому внешнему давлению. А попав под влияние неформальной компании, он может делать даже те поступки, которые в глубине души считает «неправильными», только потому, что не умеет отказывать. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.

И отечественные и зарубежные наркологи солидарны во мнении: именно в авторитарных семьях очень большой процент детей начинают употреблять наркотики. Наркотическая зависимость становится для таких подростков незрелой формой проявления протеста и воспринимается, как шанс отвоевать свою личную территорию.С другой стороны сами родители закладывают в ребенке основы зависимого восприятия мира, терпимое отношение к любой зависимости.

Еще один из плодов гиперопеки - инфантилизм растущего человека, его затянувшаяся "детскость", неготовность к жизненным трудностям, неспособность самостоятельно решать вопросы. Такой ребенок легко попадает под влияние более опытных приятелей, его легко уговорить попробовать наркотик или подбить на любую хулиганскую выходку.

Существует и такой вариант опекаемого чада, как "кумир семьи", объект всеобщего восхищения и поклонения, единственный ребенок многочисленной родни. Для него привычны вседозволенность, неограниченная власть над родственниками, которые не накажут, и в конечном итоге - презрение к ним, а заодно и к учителям, сверстникам. Семейное воспитание формирует специфические черты личности. Речь идет, главным образом, о таких особенностях, как эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение и соизмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, ложные представления о системе духовных ценностей.

Молодые люди, у которых сформировался данный тип личности, эгоистичны и требуют немедленного удовлетворения всех своих желаний. Они жаждут успехов, отсюда и противоречия между личными стремлениями, амбициями и желаниями и возможностями их претворения в жизнь.

Кумиры, привыкшие быть объектом всеобщего восхищения, часто демонстративны, для них хороша любая эксцентрическая выходка и любой шокирующий поступок, какими и кажутся им в их юные годы употребление алкоголя и наркотиков. Такие подростки, желая "всех перепить", могут действительно стать жертвой алкоголя и наркотизации.

Склонность к наркотической зависимости может быть также результатом различных психических травм, спровоцированных неблагоприятной домашней обстановкой, неудачами в школе или физическими недостатками, которые вызывают комплекс неполноценности. Такие травмы бывают причиной специфического невроза, при котором доминирующими являются страхи, тревога, отчаяние или чувство безнадежности. Все это приводит к депрессии, потере не только чувства собственного достоинства, но и собственной значимости. При нарастании таких явлений даже однократное или просто случайное употребление одурманивающих средств может привести к возникновению пристрастия к наркотикам.

Советы родителям.

  1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?
  2. Будьте честными. Все дети чувствительны ко лжи, а одарённым детям это относится в большей степени.
  3. Разумно оценивайте уровень развития ребёнка.
  4. Избегайте длинных, нудных объяснений или бесед с ребёнком.
  5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одарённости.
  6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте и поддерживайте в своих детях следующие качества:
  • уверенность, базирующуюся на объективной самооценке;
  • понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;
  • интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
  • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;
  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение находить общий язык и радость в общении с людьми разных возрастов.

Учреждение здравоохранения
Городская детская
поликлиника
г. Минск, ул. Ангарская, 60-А

Телефон для справок

(8017) 215-25-46

Вызов врача

(8017) 240-24-63

(многоканальный)

Регистратура стоматологического отделения

(8017) 270-22-36

Телефон/факс

(8017) 291-24-64

Телефон для слабослышащих в режиме СМС

+375 (29) 145-91-41

 

Горячая линия Комитета по здравоохранению Мингорисполкома

(017) 285 00 10

Горячая линия Министерства здравоохранения РБ

(017) 222 70 80

Комитета по здравоохранению Мингорисполкома

(017) 396 45 65

Телефон Детской линии помощи

8 801 100 16 11

(круглосуточно)

Экстренная психологическая помощь для детей и подростков

(017) 263 03 03

(круглосуточно)

Экстренная психологическая помощь для взрослых

(017) 352 44 44, (017) 304 43 70

(круглосуточно)