Школа «Здоровый позвоночник»

Руководитель школы: Садоха Е.В.

ПОЛОЖЕНИЕ о школе “Здоровый позвоночник”

1. Общие положения

1.1. Школа “Здоровый позвоночник” (далее – школа) организуется на базе отделения медицинской реабилитации УЗ “23-я городская детская поликлиника”.
1.2. В школе применяется очно-заочная форма обучения, комбинированный вариант, т.е. образовательной работой занимаются как медицинские работники, так и родители, предоставляются материалы для самостоятельного изучения.
1.3. В основу школы заложены следующие концептуальные положения:

  • здоровье ребенка может быть сохранено только при обеспечении здорового образа жизни;
  • состояние здоровья в значительной степени определяется нашим собственным поведением или поведением нашего окружения;
  • психологическая реабилитация должна предшествовать физической;
  • хорошая осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение;
  • программа обучения должна быть практической, отвечающей принципам разумной достаточности;
  • осанка не является постоянной, неподдающейся изменениям, а исправить ее всегда труднее, чем предупредить;
  • для достижения положительных результатов обучение должно быть научно обоснованным, организованным процессом, базирующимся не только на медицинском, но и на психологическом и педагогическом аспектах;
  • организация медицинского просвещения в школе является не разовой акцией, а образовательным процессом, требующим от пациента и медицинского работника новых знаний и навыков.

1.4. В школе проводится как обучение детей с пограничными состояниями по развитию сколиоза и плоскостопия, так и уже состоящих на диспансерном учете у ортопеда. Наиболее важным является участие в образовательном процессе родителей и других членов семьи.

2. Задачи школы

2.1. Доступно разъяснить родителям как проявляется то или иное нарушение опорно-двигательного аппарата, анатомо-физиологического изменения, возникающее при этом.
2.2. Ознакомить родителей с факторами риска, приводящими к нарушениям осанки, плоскостопия.
2.3. Предоставить родителям информацию о профилактике и методах лечения данной патологии как в условиях поликлиники, так и в домашних условиях.
2.4. Помочь пациенту в формировании поведения, адекватного заболеванию (регулярные физические упражнения, выполнение рекомендаций по ортопедическому режиму, модификация питания и т.п.).
2.5. Обучение родителей:

  • методам гимнастики и массажа для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей;
  • упражнения корригирующей гимнастики для индивидуальных занятий дома, до того момента, когда ребенок попадет в корригирующую группу;
  • умению контролировать правильность выполнения упражнений корригирующей гимнастики в домашних условиях (по окончанию курса корригирующей гимнастики в поликлинике инструктор ЛФК приглашает родителей детей, которые наблюдают за работой детей на занятиях и усваивают комплекс гимнастики, правильность выполнения комплексных упражнений).

2.6. Предоставляют информацию о порядке оказания медицинской помощи детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (диспансерное наблюдение, порядок предоставления массажа, график посещения группы ЛФК и т.п.).
2.7. Обучить пациента рациональному использованию медицинских, социальных ресурсов.
2.8. Помочь пациенту управлять своим образом жизни.
2.9. Внушить пациенту и его родителям мысль о том, что в течение своей жизни человек должен постоянно прилагать усилия по предупреждению развития заболеваний и придерживаться здорового образа жизни, за свое здоровье несет ответственность в первую очередь пациент.
2.10. В результате обучения предполагается достичь следующих результатов:

  • снизить число детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
  • снизить число детей впервые вышедших на инвалидность по заболеванию опорно-двигательного аппарата;
  • снизить число детей, обучающихся в организованных коллективах, занимающихся в специальной медицинской группе по физкультуре;
  • повысить ответственность родителей за своевременное выявление заболеваний опорно-двигательного аппарата и обращениям за медицинской помощью к врачу-специалисту;
  • повысить грамотность родителей по вопросам профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, эффективного вкладывания в поддержание здоровья своих детей времени, силы и воли, определенных денежных средств, чтобы достичь уровня безопасного здоровья.

3. Порядок работы

3.1. Формирование группы для занятий в школе проводится по направлению врача-хирурга (ортопеда) руководителем школы.
3.2. Школа “Здоровый позвоночник” работает согласно графику и учебному плану занятий, утвержденному главным врачом поликлиники.
3.3. Занятия в школе проходят с периодичностью 2 раза в месяц, обучение родителей основным принципам массажа с выделением времени согласно формированию групп по патологиям.

3.4. По окончанию занятий в школе проводится анкетирование родителей по вопросам усвоения материала, предоставленного в рамках обучения, а также с целью изучения предложений по совершенствованию работы данной школы.

Учебный план-график работы
школы “Здоровый позвоночник”

Тематика занятий

Тема: 1

Правильная осанка – залог твоего здоровья

Тема: 2

Нарушение осанки у детей. Признаки, причины, меры профилактики и лечения.

Тема: 3

Плоскостопие – предвестник плохой осанки.

Тема: 4

Ортопедический режим – правильное поведение ребенка в течение дня.

Тема:5

Правильная осанка – залог твоего здоровья

Тема: 6

Нарушение осанки у детей. Признаки, причины, меры профилактики и лечения.

Тема: 7

Плоскостопие предвестник плохой осанки.

Тема: 8

Ортопедический режим - правильное поведение ребенка в течение дня.

Каждый 3-й четверг в 17.00 в школе «Здоровый позвоночник» проводятся занятия.

ПРОГРАММА занятий в школе “Здоровый позвоночник”

Занятие № 1

Правильная осанка – залог твоего здоровья.
Цель: сформировать понятие правильной осанки.
План:
1. Осанка. Что такое правильная осанка?
2. Анатомо-физиологические особенности позвоночника у детей.
3. Строение и функция позвоночника.
4. Формирование осанки.
5. Форма спины, чем она определяется.
6. Профилактика нарушений осанки и сколиоза.
7. Практическая часть:
- показ упражнений;
- выработка навыка правильной осанки;
- вопросы-ответы.


Занятие № 2

Нарушение осанки у детей. Признаки, причины, меры профилактики и лечения.
Цель: Сформировать у родителей понятие нарушения осанки, причины способствующие нарушению осанки. Обучить правилам гигиены при выполнении домашних занятий. Обучение методам корригирующей гимнастики как необходимой составляющей в профилактике сколиоза.
План:
1. Нарушение осанки – состояние или болезнь?
2. Факторы риска в развитии нарушения осанки.
3. Методы профилактики нарушения осанки.
4. Корригирующая гимнастика: цели, задачи, методика.
5. Практическая часть:
- вопросы-ответы;
- самостоятельная оценка факторов риска по развитию нарушения осанки у Вашего ребенка.


Занятие № 3

Плоскостопие – предвестник плохой осанки.
Цель: Ознакомить родителей с формами деформации стопы.
План:
1. Что такое плоскостопие?
2. Причины возникновения.
3. Виды плоскостопия. Осложнения.
4. Как справиться с недугом.
5. Профилактика плоскостопия.
6. Практическая часть:
- показ упражнений
- вопросы-ответы.


Занятие № 4

Ортопедический режим – правильное поведение ребенка в течение дня.
Цель: Дать установку родителям по правильной организации быта ребенка.
План:
1. Организация правильного сна.
2. Мебель для ребенка и как ее подобрать.
3. Рекомендации по занятию определенными видами спорта, ограничения.
4. “Правильная” обувь.
5. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе.
6. Заключительная беседа по циклу занятий.
7. Практическая часть:
- анкетирование;
- демонстрация видеоматериала;
- предоставление памяток.

Учреждение здравоохранения
Городская детская
поликлиника
г. Минск, ул. Ангарская, 60-А

Телефон для справок

(8017) 215-25-46

Вызов врача

(8017) 240-24-63

(многоканальный)

Регистратура стоматологического отделения

(8017) 291-22-36

Телефон/факс

(8017) 291-24-64

Горячая линия поликлиники

(8017) 392-19-41

 

Горячая линия Комитета по здравоохранению Мингорисполкома

(017) 285 00 10

Горячая линия Министерства здравоохранения РБ

(017) 222 70 80

Комитета по здравоохранению Мингорисполкома

(017) 396 45 65

Телефон Детской линии помощи

8 801 100 16 11

(круглосуточно)

Экстренная психологическая помощь для детей и подростков

(017) 263 03 03

(круглосуточно)

Экстренная психологическая помощь для взрослых

(017) 352 44 44, (017) 304 43 70

(круглосуточно)