Подготовка детей в школу и их здоровье

Детей нужно правильно  подготовить к школе. От родителей зависит подготовлен ребенок  к школе, в школе ребенок будет сталкиваться  с большими нагрузками и ему нужно все преодолеть и не навредить здоровью. Дети с радостью идут  в школу – это для них большой праздник-  «Я уже большой, я пойду в первый класс, в школу»! — как правило, с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Однако темпы развития у детей неодинаковы, и это особенно важно знать родителям и учителям.

 Характер­ным для детей этого возраста является незавершенность процессов развития, ко­торая и определяет специфику реакций детского организма на внешние воздей­ствия. Опорно-двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться: позвоночник еще гибок и податлив, почти целиком состоит из хрящевой ткани, процессы окостенения не завершены, поэтому несоблюдение гигиенических ус­ловий обучения, неправильная посадка, несоответствую-щие возрасту физические нагрузки могут легко привести к микротравмам, что, в свою очередь, вызывает на­рушение процессов роста и развития костной системы, нарушение осанки. Это не­обходимо учитывать при продолжительности статической нагрузки (сидение за партами), для правильного подбора мебели (стола и стула) — рабочего места уче­ника. Стопа также состоит, в основном, из хрящевой ткани. Под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. Пользование обувью, несоответствующей анатомо-физиологическим особенностям стопы, не­адекватные физические нагрузки могут явиться причиной плоскостопия.

Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В состоянии с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму: быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, пред­плечья, что отражается на почерке.

Сердечно - сосудистая и дыхательная системы характеризуются продолжаю­щимися процессами развития. Особенности строения мышц и тканей сердца и легких представляют благоприятную почву для возникновения различных ин­фекций. Не завершено формирование мышечных волокон сердца и его собствен­ной сосудистой сети. При постепенном увеличении физической нагрузки сер­дечно-сосудистая система успевает к ней адаптироваться, однако при воздей­ствии чрезмерных нагрузок и частом их повторении могут возникать различные патологические  явления,  как в самой сердечной мышце, так и в клапанах сердца или в сосудах. Для детей характерна небольшая глубина дыхания, частый и не очень стабильный его ритм. Легко возбудим  дыхательный центр, что почти все­гда вызывает значительное учащение дыхания даже при легком психическом возбуждении, незначительном физическом напряжении.

Высшая нервная деятельность характеризуется неустойчивостью, быстрой утомляемостью. Возбуждение в коре головного мозга не может долго концент­рироваться, процессы внутреннего торможения развиты еще очень слабо. Про­цессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому во вре­мя занятий дети не могут долго концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Так, во время занятий они могут встать и заявить, что устали и хотят гулять или играть.

К моменту поступления в школу дети способны:

  • осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять свой интерес к другим людям;
  • выполнять основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту;
  • управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять тре­бования взрослых;
  • проявлять интерес к новым знаниям;
  • наглядно - образно и действенно - образно мыслить;
  • иметь в словарном запасе 3,5-7 тыс. слов;
  • правильно произносить все звуки;
  • различать геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру, выделять их в предметах окружающего мира;
  • срисовать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры;
  • различать и воспроизводить несложные рисунки, выполнять ритмические  движения; заниматься однотипной деятельностью не более 10-12 минут;
  • переключаться на разные виды деятельности не более 3-х раз в течение занятия;
  • некоторое время сосредоточиться на одном предмете, одном задании. Эта спо­собность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо;
  • эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности;
  • быть очень чувствительными к стилю отношения взрослых (особенно учи­теля) к себе.

Вместе с тем, «могут» и «способны» — совсем не означает, что для всех детей это обязательная норма. Каждый  ребенок индивидуален, имеет свои темпы биоло­гического созревания и, кроме того, на его развитие влияют как внешние  (социо­культурные, экологические, педагогические), так и внутренние  (генетические, био­логические, состояние здоровья и т.п.) факторы.   Если эти условия неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие. Любой специалист должен хоро­шо знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказать на ребенка.

Факторами риска являются: чрезмерная жесткость требований, раздражитель­ность и нетерпимость родителей, что может осложнить период подготовки ребен­ка к школе и вызвать комплекс проблем еще до начала обучения. Общеизвестно, насколько пагубно сказывается на здоровье, росте и развитии детей жизнь в об­становке постоянных конфликтов и ссор, страха и безнадзорности, пьянства. Ре­бенка, выросшего в таких условиях, справедливо считают «педагогически запу­щенным». По общему уровню развития, объему сведений и знаний он сильно от­стает от своих сверстников, хотя может быть хорошо адаптирован к среде, в которой растет. 

Трудно  ожидать,  что развитие ребенка из неблагополучной семьи -     физи­ческое или психическое — пройдет без осложнений. Однако не менее серьезные проблемы могут возникнуть и в тех семьях, которые  традиционно  считаются бла­гополучными или даже «очень хорошими». Не редки случаи, когда родители — сторонники «железной дисциплины», жизнь в семье организована по жесткому режиму, требования к ребенку не соответствуют его физиологическим возможно­стям. Во внешне вполне благополучной  семье  создается  ситуация  постоянной  на­пряженности, система требований рождает подчинение, нерешительность, страх, повышенную тревожность, ощущение эмоционального дискомфорта, что впослед­ствии может не только отрицательно сказаться на развитии ребенка, но и привес­ти к нарушению здоровья, осложнит адаптацию его в школе.

Поступление в школу — один из наиболее существенных критических перио­дов в жизни детей. Малышам приходится привыкать к новой обстановке, к новому режиму, учителям, изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональ­ная нагрузка. Этот период привыкания к условиям школы называется адаптацион­ным, и от него во многом зависит здоровье ребенка в будущем. Наиболее выра­женные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полугодия. От того, как пройдет адаптация на 1-м году обучения, во многом зависит здоровье, работоспособность и успеваемость в последующие годы.

Для ребенка трудности этого периода проявляются, чаще всего, в ухудшении наиболее чувствительных параметров сердечно - сосудис-  той, дыхательной сис­тем, желудочно-кишечного тракта и, особенно, нервно-психической сферы. Бо­лее тяжелое протекание адаптационного периода возможно ожидать у детей, имеющих хроническую патологию, недостаточный уровень функциональной го­товности к школьному обучению, отставание биологического развития.

Поскольку речь идет о социальной адаптации, которую рассматривают как способность человека формировать поведенческие реакции, адекватные дан­ным социальным воздействиям, родителям следует знать, что ее, как врожденно­го качества, не существует. А только возможность к приспособлению в новой среде формируется после рождения, особенно интенсивно в первые три года жизни ребенка.

Период адаптации может протекать по-разному и характеризуется опреде­ленными физиологическими сдвигами в организме ребенка, отчетливым изме­нением эмоционально-поведенческих реакций и различными клиническими про­явлениями, наблюдения за которыми важны для сохранения здоровья детей.

Возникает вопрос: есть ли какие-либо признаки, по которым родители могут судить о степени тяжести адаптации? Да, это прежде всего нарушения в поведе­нии, во взаимоотношениях с детьми, снижение речевой активности, неустойчи­вое эмоциональное состояние, незначительное снижение аппетита, продолжи­тельности и глубины сна. Если в течение 2-3 недель состояние ребенка норма­лизуется, значит — адаптация прошла легко.

Если же нарушения становятся более выраженными и длительными, а роди­тели отмечают у детей боли в животе, частое мочеиспускание, изменения темпе­ратуры тела, усиленное потоотделение, возможно, появление сыпи — это зна­чит, что снижается общая сопротивляемость организма. Все функциональные сдвиги становятся особенно отчетливо выраженными в дни, предшествующие острому заболеванию, которое, как правило, возникает в виде острой респира­торной инфекции, протекающей без осложнений. Так протекает адаптация сред­ней тяжести и длительность ее 30-35 дней.

Изменения в состоянии здоровья при тяжелой адаптации проявляются в сни­жении массы тела; нарастании астено - невротических реакций (быстрая усталость, апатия, нежелание что-либо делать, головокружение, тошнота и др.); снижении гемоглобина крови; ухудшении нервно-психического здоровья (головные боли, нарушение сна, изменение аппетита); снижении или повышении артериального давления; падении общего мышечного тонуса, что приводит к нарушению осан­ки; частым длительным простудным заболеваниям.

Какие же факторы влияют на течение адаптационного периода и его исход? Прежде всего, это возраст ребенка и состояние здоровья. Поэтому обязательным условием для приема в школу детей является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста 6 лет и отсутствие медицинских показаний к отсрочке обучения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения №55 от 25 февраля 1998 года «О совер-шенствовании медико-санитарного контроля за со­стоянием здоровья и условиями обучения детей   б - летнего возраста». Оконча­тельное решение о начале  обучения  ребенка       б - летнего  возраста в школе при отсутствии медицинских показаний к отсрочке принадлежит родителям.

Принято считать, что готовность к школе - это тот уровень морфо-логичес­кого, функционального и психического развития ребенка, при  котором требова­ния систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к наруше­нию здоровья ребенка и социально-психологической адаптации, к снижению эф­фективности обучения.

Нельзя не обратить  внимание на следующее: оценка готовности к школе толь­ко по уровню интеллектуального развития — наиболее распространенная ошибка и учителей, и родителей. Многие считают, что главное условие готовности к шко­ле — объем знаний, которые должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей и особенности их развития в расчет не принимаются. Не учитывать этого — значит привести малыша к срыву. Здесь особенно велика ответственность родителей. Они, прежде всего, должны заме­тить те, подчас незначительные изменения, происходящие в ребенке, которые свидетельствуют о том или ином неблагополучии в состоянии его здоровья. При этом важно не только заметить их, самое главное — правильно понять, оценить и принять своевременные меры.

Неготовыми к систематическому обучению оказываются дети, имеющие не­достаточный уровень развития речи, выраженные дефекты звукопроизношения, отставание моторного развития, несформированность основных психических процессов, отклонения в состоянии здоровья. Почему так важно определять го­товность? Потому, что у неготовых к систематическому обучению в школе детей отмечают недостаточную самостоятельность, робость, заторможенность, отсут­ствие четкого понимания требований, пониженную работоспособность и повы­шенную утомляемость, речевые нарушения. Эти дети предпочитают игровую де­ятельность  учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения с ровесниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У них встречаются трудности и в усвоении образовательных программ. Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми от­рицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу, ведут себя вызывающе, мешают проводить уроки, задираются, пытаясь обратить на себя внимание. У некоторых детей появляются лишние движения: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей, подергивание плечом, рукой и т. п. Корни на­стоящей проблемы уходят либо в стиль семейного воспитания, либо связаны с нездоровьем ребенка. Такие дети не только длительно (до года) адаптируются к новым условиям школы, но и испытывают значительные трудности в обучении. У детей с трудным периодом адаптации или в периоды напряжения организма по­являются невротические реакции: страх перед выполнением учебных заданий, страх перед учителем и одноклассниками, негативизм, уход в себя, отсутствие интереса к играм, жалобы на головную боль, боль в животе.

Не вызывает сомнения, что готовность к школе — это интегральная характе­ристика развития ребенка, включающая, прежде всего, определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений и т.п.

Актуальной проблемой сегодня является контроль  за состоянием здоровья де­тей — будущих школьников. Поэтому родителям следует внимательно отнестись к заключениям всех врачей-специалистов, которые обследовали ребенка (педиатра, хирурга, ортопеда, окулиста, отоларинголога, невропатолога, стоматолога, логопе­да), и неукоснительно выполнять все назначения по коррекции выявленных нару­шений. Особое внимание следует обратить на состояние осанки и зрения у малыша. Зачастую дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более необходимо, поскольку каждый третий ребенок, поступающий в шко­лу, уже имеет нарушения осанки (асимметрию плеч, лопаток, сутулость и т.п.), воз­никающие в результате ослабления тонуса симметричных мышц спины.

Основная причина близорукости — это ослабление под влиянием болезни соединительной ткани и белковой оболочки глаза, наиболее богатой соедини­тельной тканью. Отмечено появление первых признаков близорукости после некоторых заболеваний (корь, скарлатина, дифтерия). У ослабленных и часто болеющих детей задерживается эволюция рефракции. Чаще встречается близо­рукость у детей с некоторыми хроническими заболеваниями (ревматизм, забо­левания почек), с туберкулезной интоксикацией. Дети, у которых имеется на­следственная предрасположенность к близорукости, а также перенесшие тяже­лые острые респираторные вирусные инфекции, грипп, обострения хронических заболеваний, нередко нуждаются в дополнительном осмотре врача-окулиста.

Итак, для того, чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учил­ся с радостью родителям необходимо:

  • строго следовать рекомендациям врачей и педагогов,
  • тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием,
  • обеспечивать оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов врачебных осмотров,
  • организовать; правильный режим дня, близкий к режиму, который будет принят в школе, куда поступает ребенок,
  • обеспечить рациональное питание, закаливание,
  • соблюдать продолжительность сна и время пребывания на свежем воздухе,
  • воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым.

Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям. Они — плохие советчики. От вашего от­ношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего чело­века, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.

Подготовила    инструктор - валеолог          Шиманская   И.А.

Учреждение здравоохранения
Городская детская
поликлиника
г. Минск, ул. Ангарская, 60-А

Телефон для справок

(8017) 215-25-46

Вызов врача

(8017) 240-24-63

(многоканальный)

Регистратура стоматологического отделения

(8017) 291-22-36

Телефон/факс

(8017) 291-24-64

Горячая линия поликлиники

(8017) 392-19-41

 

Горячая линия Комитета по здравоохранению Мингорисполкома

(017) 285 00 10

Горячая линия Министерства здравоохранения РБ

(017) 222 70 80

Комитета по здравоохранению Мингорисполкома

(017) 396 45 65

Телефон Детской линии помощи

8 801 100 16 11

(круглосуточно)

Экстренная психологическая помощь для детей и подростков

(017) 263 03 03

(круглосуточно)

Экстренная психологическая помощь для взрослых

(017) 352 44 44, (017) 304 43 70

(круглосуточно)