Russian Belarusian English

Школа «Здоровый позвоночник»

Руководитель школы: врач-хирург Кропотин Ю.О.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о школе “Здоровый позвоночник”

1. Общие положения
1.1. Школа “Здоровый позвоночник” (далее – школа) организуется на базе отделения медицинской реабилитации УЗ “23-я городская детская поликлиника”.
1.2. В школе применяется очно-заочная форма обучения, комбинированный вариант, т.е. образовательной работой занимаются как медицинские работники, так и родители, предоставляются материалы для самостоятельного изучения.
1.3. В основу школы заложены следующие концептуальные положения:

  • здоровье ребенка может быть сохранено только при обеспечении здорового образа жизни;
  • состояние здоровья в значительной степени определяется нашим собственным поведением или поведением нашего окружения;
  • психологическая реабилитация должна предшествовать физической;
  • хорошая осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение;
  • программа обучения должна быть практической, отвечающей принципам разумной достаточности;
  • осанка не является постоянной, неподдающейся изменениям, а исправить ее всегда труднее, чем предупредить;
  • для достижения положительных результатов обучение должно быть научно обоснованным, организованным процессом, базирующимся не только на медицинском, но и на психологическом и педагогическом аспектах;
  • организация медицинского просвещения в школе является не разовой акцией, а образовательным процессом, требующим от пациента и медицинского работника новых знаний и навыков.

1.4. В школе проводится как обучение детей с пограничными состояниями по развитию сколиоза и плоскостопия, так и уже состоящих на диспансерном учете у ортопеда. Наиболее важным является участие в образовательном процессе родителей и других членов семьи.

 

2. Задачи школы
2.1. Доступно разъяснить родителям как проявляется то или иное нарушение опорно-двигательного аппарата, анатомо-физиологического изменения, возникающее при этом.
2.2. Ознакомить родителей с факторами риска, приводящими к нарушениям осанки, плоскостопия.
2.3. Предоставить родителям информацию о профилактике и методах лечения данной патологии как в условиях поликлиники, так и в домашних условиях.
2.4. Помочь пациенту в формировании поведения, адекватного заболеванию (регулярные физические упражнения, выполнение рекомендаций по ортопедическому режиму, модификация питания и т.п.).
2.5. Обучение родителей:

  • методам гимнастики и массажа для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей;
  • упражнения корригирующей гимнастики для индивидуальных занятий дома, до того момента, когда ребенок попадет в корригирующую группу;
  • умению контролировать правильность выполнения упражнений корригирующей гимнастики в домашних условиях (по окончанию курса корригирующей гимнастики в поликлинике инструктор ЛФК приглашает родителей детей, которые наблюдают за работой детей на занятиях и усваивают комплекс гимнастики, правильность выполнения комплексных упражнений).

2.6. Предоставляют информацию о порядке оказания медицинской помощи детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (диспансерное наблюдение, порядок предоставления массажа, график посещения группы ЛФК и т.п.).
2.7. Обучить пациента рациональному использованию медицинских, социальных ресурсов.
2.8. Помочь пациенту управлять своим образом жизни.
2.9. Внушить пациенту и его родителям мысль о том, что в течение своей жизни человек должен постоянно прилагать усилия по предупреждению развития заболеваний и придерживаться здорового образа жизни, за свое здоровье несет ответственность в первую очередь пациент.
2.10. В результате обучения предполагается достичь следующих результатов:

  • снизить число детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
  • снизить число детей впервые вышедших на инвалидность по заболеванию опорно-двигательного аппарата;
  • снизить число детей, обучающихся в организованных коллективах, занимающихся в специальной медицинской группе по физкультуре;
  • повысить ответственность родителей за своевременное выявление заболеваний опорно-двигательного аппарата и обращениям за медицинской помощью к врачу-специалисту;
  • повысить грамотность родителей по вопросам профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, эффективного вкладывания в поддержание здоровья своих детей времени, силы и воли, определенных денежных средств, чтобы достичь уровня безопасного здоровья.

 

3. Порядок работы
3.1. Формирование группы для занятий в школе проводится по направлению врача-хирурга (ортопеда) руководителем школы.
3.2. Школа “Здоровый позвоночник” работает согласно графику и учебному плану занятий, утвержденному главным врачом поликлиники.
3.3. Занятия в школе проходят с периодичностью 2 раза в месяц, обучение родителей основным принципам массажа с выделением времени согласно формированию групп по патологиям.

3.4. По окончанию занятий в школе проводится анкетирование родителей по вопросам усвоения материала, предоставленного в рамках обучения, а также с целью изучения предложений по совершенствованию работы данной школы.

 

Учебный план-график работы

школы “Здоровый позвоночник”

Тематика занятий

Тема: 1

Правильная осанка – залог твоего здоровья

Тема: 2

Нарушение осанки у детей. Признаки, причины, меры профилактики и лечения.

Тема: 3

Плоскостопие – предвестник плохой осанки.

Тема: 4

Ортопедический режим – правильное поведение ребенка в течение дня.

Тема:5

Правильная осанка – залог твоего здоровья

Тема: 6

Нарушение осанки у детей. Признаки, причины, меры профилактики и лечения.

Тема: 7

Плоскостопие предвестник плохой осанки.

Тема: 8

Ортопедический режим - правильное поведение ребенка в течение дня.

Каждый 3-й четверг в 17.00 в школе «Здоровый позвоночник» проводятся занятия.

 

ПРОГРАММА

занятий в школе “Здоровый позвоночник”

Занятие № 1

Правильная осанка – залог твоего здоровья.
Цель: сформировать понятие правильной осанки.
План:
1. Осанка. Что такое правильная осанка?
2. Анатомо-физиологические особенности позвоночника у детей.
3. Строение и функция позвоночника.
4. Формирование осанки.
5. Форма спины, чем она определяется.
6. Профилактика нарушений осанки и сколиоза.
7. Практическая часть:
- показ упражнений;
- выработка навыка правильной осанки;
- вопросы-ответы.

 

Занятие № 2

Нарушение осанки у детей. Признаки, причины, меры профилактики и лечения.
Цель: Сформировать у родителей понятие нарушения осанки, причины способствующие нарушению осанки. Обучить правилам гигиены при выполнении домашних занятий. Обучение методам корригирующей гимнастики как необходимой составляющей в профилактике сколиоза.
План:
1. Нарушение осанки – состояние или болезнь?
2. Факторы риска в развитии нарушения осанки.
3. Методы профилактики нарушения осанки.
4. Корригирующая гимнастика: цели, задачи, методика.
5. Практическая часть:
- вопросы-ответы;
- самостоятельная оценка факторов риска по развитию нарушения осанки у Вашего ребенка.

 

Занятие № 3

Плоскостопие – предвестник плохой осанки.
Цель: Ознакомить родителей с формами деформации стопы.
План:
1. Что такое плоскостопие?
2. Причины возникновения.
3. Виды плоскостопия. Осложнения.
4. Как справиться с недугом.
5. Профилактика плоскостопия.
6. Практическая часть:
- показ упражнений
- вопросы-ответы.

 

Занятие № 4

Ортопедический режим – правильное поведение ребенка в течение дня.
Цель: Дать установку родителям по правильной организации быта ребенка.
План:
1. Организация правильного сна.
2. Мебель для ребенка и как ее подобрать.
3. Рекомендации по занятию определенными видами спорта, ограничения.
4. “Правильная” обувь.
5. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе.
6. Заключительная беседа по циклу занятий.
7. Практическая часть:
- анкетирование;
- демонстрация видеоматериала;
- предоставление памяток.