Russian Belarusian English

Школа «Будущая мама»

Руководитель школы: главная м/с поликлиники Безносик Е.М.

 

1. Общая часть

1.1. Школа “Будущая мама” (далее - школа) организуется на базе поликлиники.

1.2. В школе применяется очно-заочный метод обучения комбинированный вариант, т.е. образовательной работой занимается врач и медицинская сестра. В гигиеническом обучении используются методы устной, печатной, наглядной пропаганды.

1.3. В основу школы заложены следующие концептуальные направления:

- здоровье ребенка зависит от здорового образа жизни будущей матери и лиц, ее окружающих;

- мать, как носительница нового качества жизни является партнером врача и несет перед будущим ребенком огромную ответственность за его нравственное и физическое здоровье;

- необходимость возрождения святости детства, материнства, формирование ответственности за благополучие ребенка и семьи в которой он растет, через заботу о здоровье нравственном, физическом, социальном;

- формирование здоровья ребенка начинается с внутриутробного периода.

1.4. В школе проводится гигиеническое обучение и воспитание беременных женщин и членов ее семьи.

1.5. Учебный план занятий в школе и график работы утверждает главный врач.

1.6. Руководителем школы является главная м/с поликлиники.

 

2. Задачи школы

2.1. Налаживание контакта с будущей мамой и членами ее семьи.

2.2. Предоставление необходимой информации о порядке и режиме работы поликлиники, контактных телефонах.

2.3. Дать будущей маме основы здорового образа жизни, научить правилам личной гигиены и объяснить важность ее соблюдения.

2.4. Обучить основным правилам ухода за новорожденными и по личной профилактике гнойно-септических инфекций.

2.5. Повысить уровень знаний по вопросам профилактики инфекционных заболеваний (респираторных инфекций, острых кишечных заболеваний и др.), объяснить основные принципы специфической и неспецифической профилактики.

2.6. Дать основной минимум сведений об анатомо-физиологических особенностях новорожденного ребенка.

2.7. Предоставить необходимые знания по правилам и преимуществу грудного вскармливания.

2.8. Обучить будущую маму основным принципам оказания неотложной медицинской помощи больному ребенку, перечислить случаи, при которых необходимо вызвать скорую медицинскую помощь.

2.9. Дать рекомендации по формированию аптечки новорожденного, необходимыми лекарственным средствам и средствами ухода за больным ребенком.

2.10. Выяснить уровень знаний будущей мамы по вышеуказанным вопросам, особенно с первородящими мамами, у которых нет опыта ухода за ребенком.

2.11. При выявлении беременных, у которых ранее были случаи смерти детей от синдрома внезапной смерти новорожденного, пригласить для личной встречи с участковым врачом-педиатром, на которой беременной будет предоставлена необходимая информация о профилактике СВС, рекомендовано посетить врача-генетика и т.п.

2.12. Информировать будущих мам о профилактике травматизма среди детей.

2.13. В результате проводимой работы достичь:

- снижение уровня заболеваемости ОКЗ, гнойно-септическими заболеваниями, респираторными инфекциями и т.д.;

- недопущение случаев смерти детей первого года жизни от управляемых причин;

- повысить уровень информирования родителей по вопросам деятельности поликлиники, порядку оказания медицинской помощи;

- увеличение числа детей находящихся на грудном вскармливании;

- обеспечить необходимый охват профилактическими прививками детей до 1 года, снижение числа отказов от прививок;

- снижение числа вызовов скорой медицинской помощи.

 

3. Порядок работы школы

3.1. Направление беременных женщин осуществляет территориальная женская консультация.

3.2. Занятия в школе проходят с периодичностью 1 раз в неделю (по необходимости частота занятий может увеличиваться).

3.3. При желании будущие мамы могут самостоятельно обратиться в кабинет профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет за получением дополнительной информации по интересующим ее вопросам.

3.4. Школа работает согласно утвержденному учебному плану занятий, при необходимости внесения возникших актуальных тем учебный план дополняется.

3.5. Рекомендации будущей маме выдаются в виде памяток, брошюр и т.п., также предоставляется список необходимой литературы для самостоятельного изучения.

3.6. По окончанию занятий в школе, беременные женщины заполняют анкету-отзыв о работе школы, которая в последствие анализируется руководителем для принятия организационных выводов.

3.7. Учет посещений ведется в журнале.

4. Оснащение школы «Будущая школа».

 

ПРОГРАММА

школы “Будущая мама”

Занятие № 1

Тема: Уход за новорожденным.

Цель: Дать начальные сведения о новорожденном, правилами ухода за ним, а также сформировать понимание важности данного вопроса, отработать практические навыки ухода.

Продолжительность: 1 час

План:

1. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при уходе за малышом.

2. Подготовка комнаты и приданного для новорожденного.

3. Правила личной гигиены матери при уходе за новорожденным, профилактика гнойно-септических заболеваний у новорожденных.

4. Предметы ухода за новорожденным.

5. Практическая часть:

- отработка практических навыков;

- вопросы-ответы.

 

 

Занятие № 2

Тема: Рациональное вскармливание ребенка.

Цель: Сформировать понимание важности грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка.

Продолжительность: 1 час

План:

1. Преимущества грудного вскармливания.

2. Принципы грудного вскармливания.

3. Правила кормления грудью.

4. Профилактика гипогалактии, мастита и т.п.

5. Практическая часть:

- отработка практических навыков;

- вопросы-ответы.

 

Занятие № 3

Тема: Воспитание новорожденного ребенка.

Цель: Довести до сознания родителей, что основой воспитания является режим его жизни, обучить основным принципам закаливания, гимнастики, массажа.

Продолжительность: 1 час

План:

1. Режим дня и его роль в формировании физического и психического здоровья ребенка.

2. Значение закаливания, основные принципы, средства закаливания.

3. Гимнастика и массаж в профилактике различных заболеваний ребенка.

4. Профилактика травматизма, СВС.

5. Практическая часть:

- отработка практических навыков;

- вопросы-ответы.

 

Занятие № 4

Тема: Профилактика - как основной метод предупреждения заболеваний.

Цель: Сформировать у беременных понятие о специфической и неспецифической профилактики заболеваний, ознакомить с организацией работы учреждения.

Продолжительность: 1 час

План:

1. Профилактические прививки как метод специфической профилактики инфекционных заболеваний.

2. Профилактика респираторных инфекций, острых кишечных заболеваний (причины возникновения, признаки, меры профилактики, пути передачи).

3. Профилактика рахита, анемии (причины возникновения, признаки, меры профилактики).

4. Организация медицинской помощи детям раннего возраста в поликлинике (режим работы, контактные телефоны, информация о работе кабинета профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет, порядок вызова СМП, врача на дом, сроки посещения поликлиники до 1 года).

5. Информация о работе школы “Молодая семья”.

6. Практическая часть:

- вопросы-ответы

- предоставление памяток, брошюр по изложенному материалу

- анкетирование

 

Учебный план работы школы “Будущая мама”

Дата, время проведения

Тема

Ответственный

1

Каждый 1-й четверг месяца с 11.00 до 12.00

Грудное вскармливание. Преимущества. Сцеживание и хранение грудного молока. Профилактика гипогалактии и мастита

М/с доврачебного кабинета по работе с детьми раннего возраста

2

Каждый 2-й четверг месяца с 11.00 до 12.00

Уход за новорожденным ребенком в домашних условиях. Первые уроки раннего развития малыша. Массаж и закаливание новорожденного

М/с доврачебного кабинета по работе с детьми раннего возраста

3

Каждый 3-й четверг месяца с 11.00 до 12.00

Подготовка к приему новорожденного в домашних условиях. Режим дня ребенка 1-го года жизни. Режим работы детской поликлиники

М/с доврачебного кабинета по работе с детьми раннего возраста

4

Каждый 4-й четверг месяца с 11.00 до 12.00

Профилактические прививки – их значение

М/с доврачебного кабинета по работе с детьми раннего возраста

* Конкретная фамилия м/с устанавливается по дополнительному графику.