Russian Belarusian English

Воспитание в семье как причина наркомании

Одни из характерных черт нашего времени - широчайшая распространенность разнообразных веществ, способных дать человеку временный кайф. К сожалению, все большая часть современного человечества предпочитает кратковременное легкое удовольствие более трудным и более честным способам радоваться жизни.

Под зависимостью можно понимать не только хроническую потребность человека в психоактивных веществах. Важно более широкое понимание этого термина: наркомания - это болезнь не отдельного человека, а всей его семьи (созависимость), поэтому так важен системный подход к вопросам психологической реабилитации.

Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где ребенка воспитывает один из родителей. Однако, как показывают многие социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Чаще всего и раньше всех начинают наркозависимую жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети и подростки, которые предоставлены сами себе. Недостаточное количество внимания со стороны старших может быть обусловлено социальным поведением матери или отца, а также деструкцией межличностных взаимоотношений (взрослые так заняты выяснением своих отношений, что у них просто не остается времени на ребенка). Тем не менее, в последнее время гипоопека чаще связана с другими причинами, имеющими социально-экономическую базу. Родители вынуждены основное время проводить на работе, чтобы обеспечить ребенка хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим может крайне негативно отразиться на бюджете семьи. У большинства взрослых на общение с собственными детьми отводится несколько часов в неделю. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, не в отсутствии у них родительской привязанности или в неразвитости чувства ответственности, а в условиях жизни.

Особое место среди семей с гипоопекой занимают семьи, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к одурманиванию у детей из таких семей возрастает в разы.

Опасной для развития наркотической зависимости среди несовершеннолетних является также диаметрально противоположный тип семьи – с гиперопекой. В таких семьях ребенка с ранних лет опекают и оберегают, контролируют и следят за каждым шагом, не давая никакой возможности проявить свою самостоятельность. Подросток, привыкший к постоянному контролю, легко поддается всякому внешнему давлению. А попав под влияние неформальной компании, он может делать даже те поступки, которые в глубине души считает «неправильными», только потому, что не умеет отказывать. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.

И отечественные и зарубежные наркологи солидарны во мнении: именно в авторитарных семьях очень большой процент детей начинают употреблять наркотики. Наркотическая зависимость становится для таких подростков незрелой формой проявления протеста и воспринимается, как шанс отвоевать свою личную территорию.С другой стороны сами родители закладывают в ребенке основы зависимого восприятия мира, терпимое отношение к любой зависимости.

Еще один из плодов гиперопеки - инфантилизм растущего человека, его затянувшаяся "детскость", неготовность к жизненным трудностям, неспособность самостоятельно решать вопросы. Такой ребенок легко попадает под влияние более опытных приятелей, его легко уговорить попробовать наркотик или подбить на любую хулиганскую выходку.

Существует и такой вариант опекаемого чада, как "кумир семьи", объект всеобщего восхищения и поклонения, единственный ребенок многочисленной родни. Для него привычны вседозволенность, неограниченная власть над родственниками, которые не накажут, и в конечном итоге - презрение к ним, а заодно и к учителям, сверстникам. Семейное воспитание формирует специфические черты личности. Речь идет, главным образом, о таких особенностях, как эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение и соизмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, ложные представления о системе духовных ценностей.

Молодые люди, у которых сформировался данный тип личности, эгоистичны и требуют немедленного удовлетворения всех своих желаний. Они жаждут успехов, отсюда и противоречия между личными стремлениями, амбициями и желаниями и возможностями их претворения в жизнь.

Кумиры, привыкшие быть объектом всеобщего восхищения, часто демонстративны, для них хороша любая эксцентрическая выходка и любой шокирующий поступок, какими и кажутся им в их юные годы употребление алкоголя и наркотиков. Такие подростки, желая "всех перепить", могут действительно стать жертвой алкоголя и наркотизации.

Склонность к наркотической зависимости может быть также результатом различных психических травм, спровоцированных неблагоприятной домашней обстановкой, неудачами в школе или физическими недостатками, которые вызывают комплекс неполноценности. Такие травмы бывают причиной специфического невроза, при котором доминирующими являются страхи, тревога, отчаяние или чувство безнадежности. Все это приводит к депрессии, потере не только чувства собственного достоинства, но и собственной значимости. При нарастании таких явлений даже однократное или просто случайное употребление одурманивающих средств может привести к возникновению пристрастия к наркотикам.

Советы родителям.

  1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?
  2. Будьте честными. Все дети чувствительны ко лжи, а одарённым детям это относится в большей степени.
  3. Разумно оценивайте уровень развития ребёнка.
  4. Избегайте длинных, нудных объяснений или бесед с ребёнком.
  5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одарённости.
  6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте и поддерживайте в своих детях следующие качества:
  • уверенность, базирующуюся на объективной самооценке;
  • понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;
  • интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
  • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;
  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение находить общий язык и радость в общении с людьми разных возрастов.