Russian Belarusian English

Гиперактивные дети

Все дети разные, но они нуждаются в нашей любви, заботе, ласке. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.

Нередко ребенок не может долго сидеть на одном месте, он суетлив, вертится, иногда чрезмерно говорлив, капризен, раздражает сверстников и взрослых своим поведением. И такому ребенку очень часто клеют ярлыки: «невоспитанный», «избалованный», «нервный» и вообще «хулиган». Но скорее всего это ни первое, ни второе, ни третье. Ребенок с такой психоактивной конституцией скорее всего относится к категории ГИПЕР-активных детей. Первая часть этого сложного слова «ГИПЕР» (от греч.слова huper-над, сверх) означает превышающий какую-либо норму, сверх чего-то.

Причины гиперактивности у детей

Среди ученых нет единого мнения о причинах возникновения гиперактивности. Некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций.

Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употребелнием алкоголя, курением родителей и т.д.

Третья категория ученых приходит к выводу, что в настоящее время в связи со значительным распространением гиперактивности у детей не всегда это явление связано с потологией. Они объясняют некоторые особенности нервной системы таких детей следствием неудовлетворительного воспитания и жизненных условий в которых находятся подобные дети, и что это является только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.

Симптомы гиперактивности

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьной возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей (учебной) деятельности, в связи с чем увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

  • Моторное беспокойство. Сидя на стуле ребенок вертится, ерзает, не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  • На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав до конца.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  • Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  • Не может играть тихо, спокойно.
  • Болтливый.
  • Нередко мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  • Создает о себе впечатление, что не слушает обращенную к нему речь.
  • Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, не улице.
  • Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

  •     Чрезмерная двигательная активность.
  •     Импульсивность.
  •     Дефицит активного внимания (отвлекаемость – невнимательность).

Нарушения в эмоциональной сфере

Чрезвычайно важное значение для понимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений имеют также разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы.

Эти дети повышено возбудимы, для них характерны смена настроений, переживание, чувства страха, проявление тревожности, негативизма.

Как помочь гиперактивному ребенку в коллективе

Появление одного или нескольких гиперактивных детей в группе детского сада или в школьном классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Поэтому эффективность работы воспитателя и учителя будет во многом зависеть от выбранной ими стратегии.

Можно выделить несколько этапов этой работы.

Первыйвыявление гиперактивных детей в группе.

Второй совместная встреча для переговоров воспитателя детского сада или учителя школы, родителей таких детей и обязательно психолога или психотерапевта.

Третий выработка единой стратегии воспитания ребенка, коррекционной программы.

В методах работы с гиперактивными детьми и воспитатели, и учителя, и родители должны быть едины; хорошо, когда коррекционная работа проводится совместно с психологом или психотерапевтом, который выполняет координирующую функцию, также проводит занятия с ребенком, чаще групповые, в условиях медицинского учреждения.

Пытаясь помочь гиперактивному ребенку нельзя спешить и воздействовать сразу на все стороны его жизни.

Желательно обеспечить постепенно тренировку только одной какой-либо функции, например воспитание усидчивости или внимания, или трудолюбия и т.п.

Всегда надо помнить и учитывать, что процесс улучшения состояния ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу.

Рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей

Самым, пожалуй, значительным и порой трудным становится изменение собственного отношения близких родственников и, прежде всего, матери и отца (если он есть) к ребенку с тем, чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него.

Родители должны понять, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения (если таковое рекомендуется), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

При воспитании гиперактивного ребенка родители (и другие близкие) должны прежде всего избегать двух крайностей:

  • С одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенность
  • С другойпостановка завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и санкциями (наказаниями).

Систему взаимоотношений взрослых и гиперактивного ребенка можно свести к нескольким направлениям и рекомендациям:

  • Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты (кратковременные сильные нервные возбуждения), особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.
  • Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были.
  • Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегайтекатегоричных слов  и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье.
  • Реже говорите «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключит внимание малыша, а если не удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следитеза своей речью, говорите спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю.
  • Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
  • Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию».) В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе не должно быть отвлекающих предметов.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
  • Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко.
  • Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
  • Больше играйте с ребенком, игра близка и понятна ему, является ведущей деятельностью дошкольников.
  • Использование эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

 

И самое главное для родителей – быть последовательными в воспитании и терпеливыми.

Принимайте и любите своих детей такими, какие они есть, и ваши дети не замедлят порадовать вас!