Russian Belarusian English

Что такое аутизм?

Это нарушение развития, характеризующееся отклонениями в поведении, общении и социальном взаимодействии.

Аутизм характеризуется утратой стремления общения с другими людьми и погружением в мир личных переживаний.

Предполагается, что в наши дни аутизм встречается у каждого 100-го ребенка.

Аутизм распространен во всех расовых, этнических и социальных группах, он в четыре раза более вероятен у мальчиков, чем у девочек.

Аутистические расстройства различаются по специфике и тяжести состояния, уровню интеллекта и образуют группу психических расстройств аутистического спектра.

В настоящее время точные причины аутизма не установлены. Тем не менее специалисты выделяют несколько основных причин:

  • Наследственный фактор – играет существенную роль.
  • Органические нарушения развития центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве, а также сочетание с эпилепсией (в2%случаев). Не исключают, что причиной данного заболевания является вирусная инфекция (краснуха, корь, ветрянка) матери во время беременности. Она способствует органическим изменениям строения головного мозга ребенка, что в дальнейшем приводит к детскому аутизму.
  • Диффузные (рассеянные) неврологические аномалии («мягкие признаки»).
  • Следствие перенесенного заболевания.
  • Проявление текущего болезненного процесса.
  • Неблагоприятные условия воспитания и окружения.
  • Психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребенка от семьи в связи с его помещением в больницу, приют и т.п. при лишении родителей (матери) родительских прав и т.п.

 

Признаки и симптомы

Аутизм у детей является загадочным заболеванием, при котором у каждого пациента имеются свои симптомы. Однако каждому больному аутизмом присущи общие черты, которые и дают снования полагать о наличии этого заболевания.

Отличительной особенностью у детей с аутизмом является то, что уже с первых месяцев жизни у ребенка при общении со взрослыми отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые характерны для поведения здорового малыша.

  • Первые проявления раннего детского аутизма обнаруживаются еще в грудном возрасте в виде отсутствия «комплекса оживления» при контакте с матерью или другими близкими, свойственного здоровым младенцам.
  • Характерным признаком является уклонение от взгляда, т.е. отсутствие контакта «глаза в глаза».
  • Обращает внимание особенность моторики. Начав ходить, ребенок еще долго сохраняет неуклюжесть движений, возникает трудность в овладении бегом, прыжками.
  • Расстройство навыков речи является еще одной важной характерной чертой. Речь при детском аутизме развивается с задержкой или не возникает вообще. Иногда она развивается до двухлетнего возраста, затем исчезает частично или полностью.
  • «Навязчивое желание однообразия» - некоторые аутичные дети предпочитают получать всегда одну и ту же еду, они могут настаивать на ношении одной и той же одежды или играть в одни и те же повторяющиеся игры. Их часто очаровывают вращающиеся игрушки Если в окружающей обстановке происходят какие-либо изменения, то ребенок проявляет явные признаки дистресса (тяжелый стресс с отрицательными для организма последствиями).
  • Типичны также причудливое поведение и манерность. У некоторых аутичных детей наблюдается странное поведение, сопряженное с движениями. Например, ребенок кружится или раскачивается, постоянно теребит свои пальцы или хлопает в ладоши и т.п.
  • Ребенок не раскрывает содержание своего внутреннего мира, часто не поддерживает беседу, молчит в ответ на задаваемые вопросы.
  • Избегание контакта при аутизме проявляется тем, что ребенок в присутствии родных или, находясь в коллективе сверстников, как бы игнорирует окружающих, держится отстраненно и изолированно. Он не отвечает на вопросы, смотрит «мимо детей». Если и играет «около детей», то, по сути, остается в одиночестве, молчит или разговаривает сам с собой.

 

При детском аутизме могут наблюдаться и другие признаки:

  • Нередко такие дети гиперактивны или рассеяны, многие из них плохо спят, у некоторых бывает недержание мочи и непроизвольное отхождение кала во время сна.
  • В формировании аутистического поведения детей страхи занимают одно из ведущих мест. Постоянное чувство страха вызывают обычные явления природы: шум воды и ветра, бытовые предметы. Страхи, пережитые в прошлом, могут сохраняться годами. Вызывают чувство страха и малейшие изменения окружающей обстановки: перестановка мебели, замена одежды. Со страхом ребенок встречает все новое, незнакомое.

При наличии у ребенка вышеизложенных признаков его необходимо направить на консультацию к психоневрологу или психиатру для уточнения диагноза и своевременного назначения лечения и методов  коррекции.

 

Диагностика и лечение

  • Хотя достаточные для постановки диагноза аутизма особенности развития проявляются в первые три года жизни, (реже 3-5 лет) сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.
  • Если же диагноз аутизма подтверждается, то родителям необходимо осознать, что это на все жизнь. Аутизм сам по себе не проходит и не излечивается, и ни один специалист не даст долговременный прогноз ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Поэтому настрой родителей и близких должен быть на длительное лечение, терпение и главное - любовь к ребенку.
  • Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше и быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.
  • Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или по крайней мере близкими.

Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, осуществляется поэтапно на основе индивидуально разработанной программы, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.

Диагноз «Аутизм» не означает, что ваш ребенок никогда не станет полноправным членом общества. Но вам придется отдать воспитанию такого ребенка очень много времени и сил. И чем раньше будет начата коррекционная работа, тем больше шансов на успех.

Если у вашего ребенка диагностировали аутизм, знайте, что в Беларуси вы не одни. В конце 2011 года в нашей стране была создана Международная благотворительная общест-венная организация «Дети.Аутизм.Родители».

 

Для писем:  220093, г. Минск, а/я 47

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон: +375 29 642-58-46

Факс: +375 17 202-86-98

Телефон доверия: +375 44 500-04-55

www.autism.by

 

 

УЗ «23-я городская детская поликлиника г. Минска»

Центр дружественный подросткам  «Успех»

Психолог Близнюк Екатерина Святославовна