Russian Belarusian English

Подготовка детей в школу и их здоровье

Детей нужно правильно  подготовить к школе. От родителей зависит подготовлен ребенок  к школе, в школе ребенок будет сталкиваться  с большими нагрузками и ему нужно все преодолеть и не навредить здоровью. Дети с радостью идут  в школу – это для них большой праздник-  «Я уже большой, я пойду в первый класс, в школу»! — как правило, с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Однако темпы развития у детей неодинаковы, и это особенно важно знать родителям и учителям.

 Характер­ным для детей этого возраста является незавершенность процессов развития, ко­торая и определяет специфику реакций детского организма на внешние воздей­ствия. Опорно-двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться: позвоночник еще гибок и податлив, почти целиком состоит из хрящевой ткани, процессы окостенения не завершены, поэтому несоблюдение гигиенических ус­ловий обучения, неправильная посадка, несоответствую-щие возрасту физические нагрузки могут легко привести к микротравмам, что, в свою очередь, вызывает на­рушение процессов роста и развития костной системы, нарушение осанки. Это не­обходимо учитывать при продолжительности статической нагрузки (сидение за партами), для правильного подбора мебели (стола и стула) — рабочего места уче­ника. Стопа также состоит, в основном, из хрящевой ткани. Под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. Пользование обувью, несоответствующей анатомо-физиологическим особенностям стопы, не­адекватные физические нагрузки могут явиться причиной плоскостопия.

Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В состоянии с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму: быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, пред­плечья, что отражается на почерке.

Сердечно - сосудистая и дыхательная системы характеризуются продолжаю­щимися процессами развития. Особенности строения мышц и тканей сердца и легких представляют благоприятную почву для возникновения различных ин­фекций. Не завершено формирование мышечных волокон сердца и его собствен­ной сосудистой сети. При постепенном увеличении физической нагрузки сер­дечно-сосудистая система успевает к ней адаптироваться, однако при воздей­ствии чрезмерных нагрузок и частом их повторении могут возникать различные патологические  явления,  как в самой сердечной мышце, так и в клапанах сердца или в сосудах. Для детей характерна небольшая глубина дыхания, частый и не очень стабильный его ритм. Легко возбудим  дыхательный центр, что почти все­гда вызывает значительное учащение дыхания даже при легком психическом возбуждении, незначительном физическом напряжении.

Высшая нервная деятельность характеризуется неустойчивостью, быстрой утомляемостью. Возбуждение в коре головного мозга не может долго концент­рироваться, процессы внутреннего торможения развиты еще очень слабо. Про­цессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому во вре­мя занятий дети не могут долго концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Так, во время занятий они могут встать и заявить, что устали и хотят гулять или играть.

К моменту поступления в школу дети способны:

  • осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять свой интерес к другим людям;
  • выполнять основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту;
  • управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять тре­бования взрослых;
  • проявлять интерес к новым знаниям;
  • наглядно - образно и действенно - образно мыслить;
  • иметь в словарном запасе 3,5-7 тыс. слов;
  • правильно произносить все звуки;
  • различать геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру, выделять их в предметах окружающего мира;
  • срисовать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры;
  • различать и воспроизводить несложные рисунки, выполнять ритмические  движения; заниматься однотипной деятельностью не более 10-12 минут;
  • переключаться на разные виды деятельности не более 3-х раз в течение занятия;
  • некоторое время сосредоточиться на одном предмете, одном задании. Эта спо­собность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо;
  • эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности;
  • быть очень чувствительными к стилю отношения взрослых (особенно учи­теля) к себе.

Вместе с тем, «могут» и «способны» — совсем не означает, что для всех детей это обязательная норма. Каждый  ребенок индивидуален, имеет свои темпы биоло­гического созревания и, кроме того, на его развитие влияют как внешние  (социо­культурные, экологические, педагогические), так и внутренние  (генетические, био­логические, состояние здоровья и т.п.) факторы.   Если эти условия неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие. Любой специалист должен хоро­шо знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказать на ребенка.

Факторами риска являются: чрезмерная жесткость требований, раздражитель­ность и нетерпимость родителей, что может осложнить период подготовки ребен­ка к школе и вызвать комплекс проблем еще до начала обучения. Общеизвестно, насколько пагубно сказывается на здоровье, росте и развитии детей жизнь в об­становке постоянных конфликтов и ссор, страха и безнадзорности, пьянства. Ре­бенка, выросшего в таких условиях, справедливо считают «педагогически запу­щенным». По общему уровню развития, объему сведений и знаний он сильно от­стает от своих сверстников, хотя может быть хорошо адаптирован к среде, в которой растет.                                                                                                                                                                  Трудно  ожидать,  что развитие ребенка из неблагополучной семьи -     физи­ческое или психическое — пройдет без осложнений. Однако не менее серьезные проблемы могут возникнуть и в тех семьях, которые  традиционно  считаются бла­гополучными или даже «очень хорошими». Не редки случаи, когда родители — сторонники «железной дисциплины», жизнь в семье организована по жесткому режиму, требования к ребенку не соответствуют его физиологическим возможно­стям. Во внешне вполне благополучной  семье  создается  ситуация  постоянной  на­пряженности, система требований рождает подчинение, нерешительность, страх, повышенную тревожность, ощущение эмоционального дискомфорта, что впослед­ствии может не только отрицательно сказаться на развитии ребенка, но и привес­ти к нарушению здоровья, осложнит адаптацию его в школе.

Поступление в школу — один из наиболее существенных критических перио­дов в жизни детей. Малышам приходится привыкать к новой обстановке, к новому режиму, учителям, изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональ­ная нагрузка. Этот период привыкания к условиям школы называется адаптацион­ным, и от него во многом зависит здоровье ребенка в будущем. Наиболее выра­женные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полугодия. От того, как пройдет адаптация на 1-м году обучения, во многом зависит здоровье, работоспособность и успеваемость в последующие годы.

Для ребенка трудности этого периода проявляются, чаще всего, в ухудшении наиболее чувствительных параметров сердечно - сосудис-  той, дыхательной сис­тем, желудочно-кишечного тракта и, особенно, нервно-психической сферы. Бо­лее тяжелое протекание адаптационного периода возможно ожидать у детей, имеющих хроническую патологию, недостаточный уровень функциональной го­товности к школьному обучению, отставание биологического развития.

Поскольку речь идет о социальной адаптации, которую рассматривают как способность человека формировать поведенческие реакции, адекватные дан­ным социальным воздействиям, родителям следует знать, что ее, как врожденно­го качества, не существует. А только возможность к приспособлению в новой среде формируется после рождения, особенно интенсивно в первые три года жизни ребенка.

Период адаптации может протекать по-разному и характеризуется опреде­ленными физиологическими сдвигами в организме ребенка, отчетливым изме­нением эмоционально-поведенческих реакций и различными клиническими про­явлениями, наблюдения за которыми важны для сохранения здоровья детей.

Возникает вопрос: есть ли какие-либо признаки, по которым родители могут судить о степени тяжести адаптации? Да, это прежде всего нарушения в поведе­нии, во взаимоотношениях с детьми, снижение речевой активности, неустойчи­вое эмоциональное состояние, незначительное снижение аппетита, продолжи­тельности и глубины сна. Если в течение 2-3 недель состояние ребенка норма­лизуется, значит — адаптация прошла легко.

Если же нарушения становятся более выраженными и длительными, а роди­тели отмечают у детей боли в животе, частое мочеиспускание, изменения темпе­ратуры тела, усиленное потоотделение, возможно, появление сыпи — это зна­чит, что снижается общая сопротивляемость организма. Все функциональные сдвиги становятся особенно отчетливо выраженными в дни, предшествующие острому заболеванию, которое, как правило, возникает в виде острой респира­торной инфекции, протекающей без осложнений. Так протекает адаптация сред­ней тяжести и длительность ее 30-35 дней.

Изменения в состоянии здоровья при тяжелой адаптации проявляются в сни­жении массы тела; нарастании астено - невротичес-              ких реакций (быстрая усталость, апатия, нежелание что-либо делать, головокружение, тошнота и др.); снижении гемоглобина крови; ухудшении нервно-психического здоровья (головные боли, нарушение сна, изменение аппетита); снижении или повышении артериального давления; падении общего мышечного тонуса, что приводит к нарушению осан­ки; частым длительным простудным заболеваниям.

Какие же факторы влияют на течение адаптационного периода и его исход? Прежде всего, это возраст ребенка и состояние здоровья. Поэтому обязательным условием для приема в школу детей является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста 6 лет и отсутствие медицинских показаний к отсрочке обучения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения №55 от 25 февраля 1998 года «О совер-шенствовании медико-санитарного контроля за со­стоянием здоровья и условиями обучения детей   б - летнего возраста». Оконча­тельное решение о начале  обучения  ребенка       б - летнего  возраста в школе при отсутствии медицинских показаний к отсрочке принадлежит родителям.

Принято считать, что готовность к школе - это тот уровень морфо-логичес­кого, функционального и психического развития ребенка, при  котором требова­ния систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к наруше­нию здоровья ребенка и социально-психологической адаптации, к снижению эф­фективности обучения.

Нельзя не обратить  внимание на следующее: оценка готовности к школе толь­ко по уровню интеллектуального развития — наиболее распространенная ошибка и учителей, и родителей. Многие считают, что главное условие готовности к шко­ле — объем знаний, которые должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей и особенности их развития в расчет не принимаются. Не учитывать этого — значит привести малыша к срыву. Здесь особенно велика ответственность родителей. Они, прежде всего, должны заме­тить те, подчас незначительные изменения, происходящие в ребенке, которые свидетельствуют о том или ином неблагополучии в состоянии его здоровья. При этом важно не только заметить их, самое главное — правильно понять, оценить и принять своевременные меры.

Неготовыми к систематическому обучению оказываются дети, имеющие не­достаточный уровень развития речи, выраженные дефекты звукопроизношения, отставание моторного развития, несформированность основных психических процессов, отклонения в состоянии здоровья. Почему так важно определять го­товность? Потому, что у неготовых к систематическому обучению в школе детей отмечают недостаточную самостоятельность, робость, заторможенность, отсут­ствие четкого понимания требований, пониженную работоспособность и повы­шенную утомляемость, речевые нарушения. Эти дети предпочитают игровую де­ятельность  учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения с ровесниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У них встречаются трудности и в усвоении образовательных программ. Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми от­рицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу, ведут себя вызывающе, мешают проводить уроки, задираются, пытаясь обратить на себя внимание. У некоторых детей появляются лишние движения: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей, подергивание плечом, рукой и т. п. Корни на­стоящей проблемы уходят либо в стиль семейного воспитания, либо связаны с нездоровьем ребенка. Такие дети не только длительно (до года) адаптируются к новым условиям школы, но и испытывают значительные трудности в обучении. У детей с трудным периодом адаптации или в периоды напряжения организма по­являются невротические реакции: страх перед выполнением учебных заданий, страх перед учителем и одноклассниками, негативизм, уход в себя, отсутствие интереса к играм, жалобы на головную боль, боль в животе.

Не вызывает сомнения, что готовность к школе — это интегральная характе­ристика развития ребенка, включающая, прежде всего, определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений и т.п.

Актуальной проблемой сегодня является контроль  за состоянием здоровья де­тей — будущих школьников. Поэтому родителям следует внимательно отнестись к заключениям всех врачей-специалистов, которые обследовали ребенка (педиатра, хирурга, ортопеда, окулиста, отоларинголога, невропатолога, стоматолога, логопе­да), и неукоснительно выполнять все назначения по коррекции выявленных нару­шений. Особое внимание следует обратить на состояние осанки и зрения у малыша. Зачастую дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более необходимо, поскольку каждый третий ребенок, поступающий в шко­лу, уже имеет нарушения осанки (асимметрию плеч, лопаток, сутулость и т.п.), воз­никающие в результате ослабления тонуса симметричных мышц спины.

Основная причина близорукости — это ослабление под влиянием болезни соединительной ткани и белковой оболочки глаза, наиболее богатой соедини­тельной тканью. Отмечено появление первых признаков близорукости после некоторых заболеваний (корь, скарлатина, дифтерия). У ослабленных и часто болеющих детей задерживается эволюция рефракции. Чаще встречается близо­рукость у детей с некоторыми хроническими заболеваниями (ревматизм, забо­левания почек), с туберкулезной интоксикацией. Дети, у которых имеется на­следственная предрасположенность к близорукости, а также перенесшие тяже­лые острые респираторные вирусные инфекции, грипп, обострения хронических заболеваний, нередко нуждаются в дополнительном осмотре врача-окулиста.

Итак, для того, чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учил­ся с радостью родителям необходимо:  строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, его весом, ро­стом и нервно-психическим развитием, обеспечивать оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов  врачебных   осмотров, организовать   правиль­ный режим дня, близкий к режиму, который будет принят в школе, куда поступа­ет ребенок, обеспечить рациональное питание, закаливание, соблюдать продол­жительность сна и время пребывания на свежем воздухе, воспитывать доброже­лательное отношение к детям и взрослым. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям. Они — плохие советчики. От вашего от­ношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего чело­века, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.

 

Подготовила    инструктор - валеолог          Шиманская   И.А.